Рецепт успеха: инновации и инвестиции в персонал

Кто составляет большую часть ваших клиентов — западные или российские компании?

Примерно 80% — это международные компании, в которых сформулированы определенные корпоративные правила, ценности, цели, и где считается нормой инвестировать средства в сотрудников — соответственно это клиенты, для которых подходят предлагаемые нами решения.

А много среди них фирм, у которых мебель от Steelcase прописана в брендбуке?

Я периодически слышу, что мы выигрываем тендеры, потому что у нас есть преимущества за счет корпоративных соглашений между Steelcase и клиентом. На самом деле выигрывает профессионализм. Клиенты обращают внимание не только на предыдущий опыт и рекомендации заказчиков, но и на то, как будут реализованы их ожидания.

Есть ли шанс у компаний, которые только начинают заниматься офисными решениями, успешно выйти на рынок, который уже поделен?

Есть простое понятие «входного билета» — чем более развит рынок, тем выше цена входного билета на него. Хотя шансы есть у всех, просто надо иметь смелость. Важно, в чем идея этой молодой компании, что и как в ней собираются делать, что ценного создавать для людей.

Каким образом вы, как поставщик, попадаете в проект?

Классический вариант, когда в проекте есть проджект-менеджер, архитектор, фитаут-компания и поставщики. Мебель, как правило, идет отдельным пунктом. Иногда бывает, что архитектор лидирует в проекте, или когда управление берет генподрядчик, что продиктовано необходимостью реализовать проект в крайне сжатые сроки (например, 3-4 месяца). В любом случае конечное решение принадлежит клиенту. Мы можем быть приглашены любым из участников данного процесса.

А разве не так, что тот, кто «рисует», тот и влияет в конечном счете на заказчика…

Абсолютно не спорю: тот, кто добился рекомендаций, имеет некое преимущество. Но последние решение все-таки должен принимать клиент. Открытый сравнительный анализ необходим, так как нельзя подходить к выбору мебельных решений исключительно с точки зрения внешнего вида и красоты. Кроме этого существует большое количество аспектов, на которые стоит обращать внимание, и которые важны именно для клиента.

Часто последнее слово за ценой?

Не всегда. Есть клиенты, у которых существуют определенные требования, мировоззрение, понимание того, что они хотят. Такие клиенты воспринимают свою офисную среду, как некий актив, в который стоит инвестировать.

Сейчас в западных компаниях директора не стремятся отделить себя от команды, и часто находятся в общем рабочем пространстве. Возможна ли такая ситуация в России?

У нас полностью уйти в open space руководству нельзя, потому что статус в России по-прежнему ценится.  Не так давно одна международная нефтяная компания сделала такое «демократичное» решение в своем российском представительстве. Но его пришлось впоследствии переделывать, так как потребовалось  визуально подчеркнуть статус руководителя.

А вы до сих пор сидите в open  space?

Да. Это упрощает коммуникации, сотрудники могут быстрее и чаще обратиться к руководителю, тем самым вопросы решаются быстрее, а значит достигается необходимый результат.

Пробуете ли вы в своем офисе все передовые новинки и принципы работы, которые предлагаете клиентам?

Да, пробуем и тестируем. Однако, показать все новинки и применить все методы работы у нас в офисе, к сожалению, не возможно: мы ограничены тем, что офис еще и шоу-рум. Для того, чтобы показать клиентам больше, мы используем реализованные проекты и приглашаем посетить Steelcase в Европе. Например, один из результатов применения новых методов работы в нашем офисе — это чистота и порядок.

Этого наверно можно добиться только «огнем и мечом» — личные вещи со столов убрать, бумаги запретить …

Как-то нам удалось достичь настолько идеального порядка в бухгалтерии, что все туда ходили на экскурсию. Порядок получился благодаря тому, что все разложили по местам, какие-то бумаги убрали в ящики, правильно поработали с пространством. Вообще, если придать больше организации тому, что у вас есть, — эффект поразительный. Это эффект удовольствия и зрительного комфорта.

Вам приходится проводить тренинги для людей, которые пользуются мебелью Steelcase ? Или она настолько проста, что нечего рассказывать?

По креслам тренинги бывают, потому что кресла работают по-разному. У нас были открытые презентации для всего персонала компании нашего клиента по заранее составленному графику. Приходили сотрудники подразделений, и мы рассказывали о настройках.

Есть у нас и сложные продукты, например, Media:scape, когда в мебельное решение интегрированы IT-технологии. О таком продукте мы не только рассказываем, но и предоставляем на тестирование.

А бывает, что необходимо давать рекомендации по бизнес-процессам?

Мы не являемся бизнес-консультантами для клиентов, но обязательно проводим анализ бизнес-процессов в офисе: выясняем, как люди общаются между собой, работают с информацией, взаимодействуют с технологиями и оборудованием.

У крупных корпораций результаты подобных исследований обычно уже имеются. В последнее время все более популярна концепция мобильного офиса, когда руководитель, уходя, запирает в мобильном шкафу рабочие документы, и забирает его из закрытого помещения. Таким образом, помещение может использоваться либо как переговорная зона, либо как рабочий кабинет членов команды, которым нужно сосредоточиться. Возвращаясь в офис, руководитель занимает любой свободный кабинет, а если они заняты, садится в open space.

Как можно организовать комфортное взаимодействие сотрудников в офисе?

Сейчас во многих компаниях понимают, что чаще всего работа происходит в малых группах.  Интересные решения для поддержания подобного вида коммуникации реализованы в офисе компании  PricewaterhouseCoopers. Там есть много мест для неформального общения  — так называемых  inbetween-зон, расположенных между рабочими местами. Есть отсеки, напоминающие купе поезда, где получается очень комфортная зона. Люди с большим удовольствием идут туда работать, потому что присутствует определенная изоляция. Для обсуждения конфиденциальных вопросов, можно создавать нечто похожее на большие телефонные будки с генераторами «белого шума», которые хорошо экранируют звуки. Такое решение, например, актуально для офисов юридических компаний.

Никто не спорит, что офис — это инструмент бизнеса. Но все-таки при этом офисный интерьер относится к вторичным потребностям компании. Должен быть сам бизнес, зарплата, и только потом инвестиции в интерьер. Один из выходов — предлагать недорогие решения…

Если мы рассматриваем инновационные акустические решения, в том числе перегородки, мы говорим про продукты дорогие. Мы не хотим уходить в сторону цены. Стандартные подходы не позволяют клиенту сделать значительный шаг вперед. Знаете, какое количество компаний живет по принципу инноваций в России? Это озвучено официально — 10%. Но те компании, которые начинают использовать инновационные методы, в конечном итоге способны достичь значительных результатов. Путь экономии дает очень быстрый эффект. Путь инвестиций дает эффект не сразу, но, по практике он, в среднем, в 3 раза по результативности превышает путь экономии.

Допустим, до кризиса компании могли себе позволить инновационные решения. Но сейчас перед многими стоит задача элементарного выживания…
Как раз во время кризиса многие компании должны думать о том, что из того, что они делали раньше, можно делать по-другому. В этом смысле — бурные аплодисменты Alcatel-Lucent. У них очень смелое решение — переход от кабинетной работы к open space,  ярко проявленный корпоративный стиль в новом офисе. Я думаю, что они здорово от этого выиграли.

При этом решение было достаточно экономичным — в Alcatel-Lucent не отказывались от существовавшей раньше инженерии, переехали в здание класса В, часть сотрудников перевели в мобильный формат работы, спроектировав шкафы для хранения чемоданчиков с личными вещами.

Они на самом деле изменили среду работы людей, которая приведет к изменениям их поведения в офисе. Соответственно в этом как раз и будет выигрыш. При этом важно, создавая новые инструменты, научить людей ими пользоваться

В open space бывает шумно, люди встают, ходят, общаются, отвлекают других от работы. Например, один человек сидит, сосредоточенно составляет отчет, а кто-то рядом разговаривает по телефону — два разных процесса происходят на соседних рабочих местах.

Значит нужно разделить такие процессы. Это задача менеджмента компании — создать пространство, которое будет помогать людям работать в удовольствие. И может понадобиться больше площади, нежели при классическом подходе. Но эффективность увеличится, и мы в конечном итоге получим снижение текучки персонала. А ведь известно, что примерно в три раза дороже стоит привлечь нового специалиста, его обучить и внедрить, нежели удержать старого.

Для всех ли компаний это актуально?

Подобные решения тем более важны, чем крупней компания. Для тех, у кого в штате более 300 человек, это необходимо однозначно. В современных компаниях хорошие профессионалы контролируют большое количество процессов и проектов. Как удержать такого многофункционального специалиста? Их мало, они дорого стоят. Им надо создавать комфортную среду, в которой они могут хорошо работать, общаться с коллегами, доставать и получать нужную информацию так быстро, как им нужно.

Когда мы говорим про офис, мы не имеем в виду арендную плату — мы говорим о стоимости всех решений…
Клиент учитывает арендную плату как фиксированный расход на весь срок аренды, к примеру, на 8-10 лет. А офис нам нужно оборудовать в этом году, то есть «здесь и сейчас». Часто слышим, что бюджет сокращен: «И так на офис и ремонт сильно потратились!». Но ведь затрата на создание офисной среды — разовая, а работать она будет 8-10 лет. Может быть, стоит смотреть на этот бюджет как на инвестицию в эффективно организованный процесс, в качественное оборудование и, что важно, — в людей.
Зачем платить административному персоналу зарплату и премию за то, что они будут заниматься ремонтом некачественного оборудования? Это не эффективно! Конечно, если в компании размышляют только о том, как в очередной раз выполнить план продаж в течение этого года, потому что через год компании может здесь и не будет, тогда в офис вкладывать не надо. Но, если мы занимаемся прогнозированием своей деятельности хотя бы на 5 лет, в этом случае мы начинаем заниматься инвестициями, потому что думаем о завоевании новых высот и реализации перспектив.

Источник: OfficeNext